Эстрада

Эстрада
ЭСТРÁДА. Всенар. признание сов. Э. получила в предвоен. годы. Её оперативность, мобильность, способность активно действовать в любой обстановке проявились с самого нач. войны. Артисты Э. давали концерты на сборных пунктах, в казармах, госпиталях, в цехах ф-к и з-дов. Острое слово, меткая шутка, задушевная песня поднимали боевой дух, вызывали трудовой подъём у сов. людей. Летом 1941 в р-ны Гжатска, Вязьмы, Можайска выехала фронтовая бригада моск. артистов под рук. Б. М. Филиппова. В неё вошли В. Я. Хенкин, Л. А. Русланова, М. Н. Гаркави, Е. Я. Калашникова, Г. Н. Кипиани, Ф. И. Шу-кевич, Т. С. Ткаченко. За ними на Зап. фр. отправилась бригада M. M. Шапиро, в к-рую входил и чтец С. М. Балашов. В сер. сент. бригада Б. М. Филиппова была направлена по маршруту Новомосковск, Днепропетровск, Ворошиловград. Артисты Л. Б. Миров и Е. П. Дарский исполняли весёлые интермедии перед моряками Балтики в эстрадной бригаде С. А. Пищика. На Сев. фр., на п-ове Рыбачий, действовала бригада В. Жемчужного. Бригада № 13 (рук. Л. И. Лебедев, артисты Р. М. Холодов, В. Г. Токарская, Р. Г. Корф, Я. М. Рудин, B. П. Мирсков, Н. П. Политикина, В. и А. Макеевы), обслуживая в р-не Вязьмы части 16-й армии К. К. Рокоссовского, оказалась в критич. ситуации (Л. И. Лебедев, В. Макеев, Р. Г. Корф и Я. М. Рудин погибли). С июня 1941 до Дня Победы выступала в действ. армии (в т. ч. в блокадном Ленинграде) бригада студентов Ленингр. театрального ин-та под рук. А. Я. Талмазова (Т. В. Кривцова, В. М. Брусникина, О. А. Гусаров-Хенкин и Т. А. Гусарова). В дни обороны Одессы для защитников города давала концерты бригада под рук. поэта И. Хателашвили.

К маю 1942 на фронтах действовало более 60 артистич. бригад Всеросс. гастрольно-концертного объединения и союзных республик. Осенью 1944 бригада C. М. Балашова шла с частями 1-го Белорус. и 1-го Укр. фр. На освобождённой польск. земле действовали в одном строю чтец С. М. Балашов и танк "С. Балашов", построенный на средства артиста и переданный танкистам в 1943.

Значит. вклад в создание высокой морально-политич. атмосферы единства народа в его борьбе с врагом внесли эстрадные театры. Моск. т-р миниатюр 15 июля 1941 подготовил программу из новых стихов и песен о войне. Ленингр. т-р миниатюр под рук. А. И. Райкина показал программы" Кроме шуток", "Не проходите мимо". Осенью 1941 в Москве эстрадный т-р "Ястребок", организованный Д. Г. Гутманом, показал 6 программ (в т. ч. политич. эксцентриаду в исполнении Н. И. Павловского). Писатель-сатирик В. С. Поляков создал т-р "Весёлый десант" (муз. руководитель и автор ряда песен – композитор Μ. Ε. Табачников), выступавший в частях Юж. фр. Там же, а затем на Закавк., Воронежском, Степном, 1-м Укр. фр. работал Фронтовой ансамбль укр. песни и пляски, сложившийся на базе Укр. ансамбля песни и пляски Донбасса (осн. в 1938). Песня, танец, музыка, слово были оружием этого коллектива (рук. Л. Д. Чернышова, композитор З. Остапенко, дирижёр И. Чижский). В своей книге "Сорок пятый" Маршал Сов. Союза И. С. Конев писал: "Ансамбль состоит из наших солдат, прошедших вместе с войсками большой боевой путь". Ансамбль дал 2850 концертов. С нояб. 1941 начал выступать Ансамбль песни и пляски пограничников Карельского фр. Вместе с войсками, освободившими Петрозаводск, в город вошли и артисты ансамбля. В Ленинградском фронтовом джаз-ансамбле В. Ф. Корал-ли и К. И. Шульженко исполнялись песни сов. композиторов. Огромной популярностью пользовались "Синий платочек", "Руки", "Мама", "Старые письма" в исполнении К. И. Шульженко. В 1942 созд. Молодёжный танцевальный ансамбль под рук. А. Е. Обранта, к-рый за 3 года дал в передовых частях ок. 3 тыс. концертов. Всего за время блокады артисты эстрады Ленинграда выступили с концертами ок. 25 тыс. раз. В янв. 1943 созд. т-р "Огонёк" (художеств. рук. Б. Г. Голубов-ский, режиссёр первой программы И. М. Раевский), в состав к-рого входили Г. П. Гонтарь, З. И. Броварская, Ф. А. Липскеров, В. Н. Балашов, Т. С. Хлыстов. Затем в него вступили артисты Лолита Марксити и Вейланд Родд. Т-р выступал на Юго-Зап., Юж., 1-м Прибалт. фр., на Сев., Балт. и Черномор. флотах. На фронте и в тылу выступал джаз Л. О. Утёсова с программами "Бей врага" (1941), "Напевая, шутя и играя" (1942), "Богатырская фантазия" (1943), "Салют" (1944). Выступал на фронте и джаз-оркестр под рук. Б. Б. Ренского (программа "Песня к другу лети").

Под рук. Н. П. Смирнова-Сокольского работала Всес. студия эстрадного иск-ва, края показывала театрализованную программу в форме "живой газеты". Иск-во Э. было представлено в радиопрограмме "Слушай фронт" и в киносборнике "Концерт фронту". Большое число встреч было у бойцов с артистами М. В. Мироновой, И. С. Набатовым, Η. Μ. Эфросом, П. М. Ярославцевым, С. Магдасян, Д. М. Лузановым, Н. А. Персианиновым, В. С. Кудрявченко (М. Глек), Ю. Г. Тимошенко и Е. И. Березиным (повар Галкин и банщик Мочалкин), К. Гузыниным, А. А. Редель и Μ. Μ. Хрусталёвым, Т. А. Птицыной и Л. С. Маслюковым, М. Г. Донской, Т. Н. Леман, В. М. Спиваком, С. А. Русановым.

Авторами материалов, к-рые исполнялись бригадами, театрами миниатюр, передавались по радио, были А. Л. Арго, В. Е. Ардов, Л. С. Ленч, В. З. Масс, И. А. Червинский, В. С. Поляков, Μ. Μ. Зощенко, Г. Е. Рыклин, И. Л. Прут, А. Г. Глебов, М. Р. Слободской, В. А. Дыховичный. Исполнялись стихи сов. поэтов. Звучали песни Н. В. Богословского, И.О.Дунаевского, В.П.Соловьёва-Седого, М. Г. Фрадкина, М. И. Блан-тера, Т. Н. Хренникова, А. Г. Новикова, Ю. С. Милютина и другие. Мелодии многих песен были очень близки миллионам сов. людей. За годы войны артистами Э. было дано на фронте свыше 100 тыс. концертов.

Лит.: Иск-во в боевом строю, М., 1976; Кузнецова О. Α., Эстрада в период Вел. Отечеств. войны, в кн.: Рус. сов. эстрада. Очерки истории. 1930–1945, М., 1977; Когда пушки гремели... 1941–1945, 2 изд., М., 1978; Филиппов Б. М., Музы на фронте, в его кн.: Записки "домового", М., 1978; Коралли В. Ф., Считаем себя мобилизованными, М., 1978.

Ю

Юго-Восточный фронтЮ́ГО-ВОСТÓЧНЫЙ ФРОНТ, создан 7 авг. 1942 за счёт части сил Сталингр. фр. Управление образовано на базе управления 1-й ТА и частично бывшего Юж. фр. В состав фронта вошли: 51-я, 57-я, 64-я, а в последующем 1-я гвард., 62-я и 28-я общевойсковые А, 8-я BА Перед фронтом первонач. стояла задача остановить нем.-фаш. войска перед юж. стороной внеш. оборонит. обвода Сталинграда и не допустить их прорыва к Волге южнее города. В целях объединения всех войск, действовавших на сталингр. направлении под единым командованием, Ставка ВГК 9 авг. подчинила командующему Ю.-В. ф. Сталингр. фр., передала в его оператив. подчинение Волжскую военную флотилию, а 15–16 авг. также Сталингр. ВО и Сталинградский корпусной район ПВО. 9–11 авг. войска фронта нанесли контрудар в р-не Абганерова по соединениям 4-й ТА пр-ка, наступавшей на Сталинград с Ю., а затем героич. обороной сдерживали превосходящие силы нем.-фаш. войск на ближних подступах к Сталинграду и в самом городе. 28 сент. 1942 Сталингр. фр. и Ю.-В. ф. были подчинены каждый непосредственно Ставке ВГК и одноврем. переименованы: Сталинградский в Донской, Юго-Восточный в Сталинградский.


Командующий ген.-полк. А. И. ЕРЁМЕНКО (авг. сент. 1942). Члены Воен. совета: бригадный комиссар В. М. ЛАЙОК (авг. 1942), секр. ЦК КП(б) Украины Н. С. ХРУЩЁВ (авг. – сент. 1942). Нач. штаба ген.-майор Г. Ф. ЗАХАРОВ (авг. – сент. 1942).


Лит. Смотри при ст. Сталинградская битва 1942–43.


Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1985.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Эстрада" в других словарях:

  • ЭСТРАДА — (фр.). Помост, возвышение среди залы для музыки, артистов и пр. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСТРАДА возвышение для трона, кафедры, оркестра и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эстрада — ы, ж. estrade f. 1. Возвышение, помост для артистов, чтецов и т. п., выступающих перед публикой. БАС 1. Театральный зал Большого театра .. важный недостаток: отсутствие резонанса, в ложах расположенных напротив эстрады, голоса актеров едва слышны …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭСТРАДА — ЭСТРАДА, эстрады, жен. (франц. estrade с исп.). 1. Помост, подмостки, площадка, возвышающаяся над уровнем земли или поля, для выступающих перед публикой исполнителей чего нибудь (оркестра, хора, музыканта, чтеца и т.п.). Выйти на эстраду. «Его… …   Толковый словарь Ушакова

  • эстрада — См …   Словарь синонимов

  • ЭСТРАДА — (франц. estrade) ..1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эстрада — подмостки. Ср. Его безжалостно освистали, такъ что онъ тутъ же, публично, не сойдя съ эстрады, расплакался. Достоевскій. 1, 1, 6. Ср. Strasse (нѣм.), street (англ.) улица, estrade (фр.) дорога, strato (ит.). Ср. Strata (лат.) улица (stratum,… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ЭСТРАДА — ЭСТРАДА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЭСТРАДА — жен., итал. помост, возвышенье, и пр. для музыки. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • эстрада — ЭСТРАДА, ы, ж. 1. Пункт высокочастотной связи. 2. Пренебр. Плохая, примитивная музыка. 1. Возм. из арм.; 2. из муз …   Словарь русского арго

  • эстрада — Постоянная или временная площадка в виде помоста, возвышающаяся над уровнем партера или земли и служащая местом концертных выступлений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения,… …   Справочник технического переводчика

  • Эстрада — У этого термина существуют и другие значения, см. Эстрада (значения). Эстр …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»